Зачем проживать истории других людей и почему старшие могут стать хорошими плейбэк-актерами — в интервью с Марией Мишиной, тренером и супервизором одной из ведущих школ плейбэк-театра.
Мария, расскажите, что такое плейбэк-театр?
Плейбэк-театр — современный вид неклассического театра и театра импровизации. Зрители рассказывают свои истории, а актеры тут же, не репетируя и не договариваясь друг с другом , играют их на сцене. Есть так называемые формы, способы, которыми мы показываем историю, но сама игра — это всегда импровизация. Мы никогда не знаем заранее, что нам расскажут и как это воплотится на сцене. После каждого рассказа ведущий сообщает актерам, в какой форме играть. Мы все делаем для того, чтобы в зале сложилась атмосфера доверия, когда люди вспоминают разные и хотят делиться ими. Чтобы это получилось красиво и содержательно, актеры достаточно долго учатся искусству плейбэк-театра. Важно не только уметь играть, но и быть настроенными друг на друга, иначе хорошей импровизации не случится.
Есть ли среди актеров люди старшего возраста?
Я работаю с людьми разных поколений, и не только в Москве. В одном моем проекте в системе Московского долголетия возраст участников начинается с 55 лет.
На решение собрать группу старших повлияло несколько факторов. Во-первых, ещё в 2011 году на международной конференции я увидела буклет одной плейбек-труппы возрастом от 60 лет. И все участники были такие красивые и чувственные, что вдохновили меня создать похожую историю в нашей стране. Чтобы понимать, слышать и играть истории людей, очень часто нужен именно жизненный опыт, мудрость. Все это есть у участников проекта «Активное долголетие».
Во-вторых, в какой-то момент мне самой исполнилось 55! В России плейбэк-театр стал активно развиваться с 2005 года, кто начинал тогда (в том числе и я), сейчас несколько повзрослели. Но мы пока не собираемся уходить, а хотим продолжать реализовывать наши идеи и делиться опытом с новыми участниками
В-третьих, в организации, в которой я работаю, уже с 2018 года существовали и вполне успешно проходили занятия проекта «Активное долголетие» разного направления. И я решила попробовать собрать группу плейбэк-театра. Честно говоря, совершенно не ожидала, что получу такой отклик от людей старшего возраста. Многие пришли на необычное название, просто из любопытства, и остались на несколько лет. Продолжая заниматься, эта команда уже успешно играла плейбэк-перформансы на разных площадках, включая ГЭС-2, Центр «Социальное развитие», для участников проекта «Химия была, но мы расстались», Центры московского долголетия. Сейчас мы планируем открывать еще одну группу, и это не может не радовать.
Как вы пришли к тому, чтобы стать тренером плейбэк-театра? Что вам дает эта практика?
Где-то в 2013 году появилось желание делиться тем, что я умею и знаю. На занятиях мы со «студентами» уделяем большое внимание развитию навыков понимания и чувствования других людей — зрителей, которые приходят и рассказывают свои истории. А также формируем навыки взаимодействия и импровизации при работе в команде. Без этого наша игра невозможна. У нас не может быть персональных звёзд, может быть только звёздная команда. Занятия плейбэк-театром очень меняют людей, раскрывают их самые разные таланты, может быть, давно забытые, делают людей счастливее, и мне очень нравится быть причастной к этому.
Какую пользу люди старшего возраста могут получить, занимаясь плейбэк-театром?
Люди начинают лучше понимать себя, разбираться в чувствах, переосмыслять свою ценность и ценность жизни. Через истории актеры лучше слышат других людей и становятся терпимее к тому, что все мы разные. Некоторые участники замечают, что после занятий, которые предполагают активное движение, они начинают чувствовать себя лучше физически.
Ну и конечно, это возможность найти свою команду. Участники общаются, вместе хотя куда-то, путешествуют, поддерживают друг друга в сложные моменты. Актеры отмечают, что получают от группы поддержку и ощущают тепло и близость со всей нашей командой.
Как можно стать участником и тренером плейбэк-театра?
Сначала нужно пройти обучение и сертификацию по стандартам Центральной школы плейбэк-театра. Доступные программы можно посмотреть на сайте. А дальше уже или вступать в отдельную команду, или участвовать в кастингах, прослушиваниях, отправляться на стажировки.
В системе «Активного долголетия» я пробую чуть иную схему — это двухчасовые занятия раз в неделю, игры, тренинги, упражнения различной направленности, практика рассказывания и слушания историй Это тоже обучение, но более постепенное, медленное, с ориентацией на личные истории участников, которые можно рассказать на занятиях, а затем и воплотить истории других людей на сцене.